Образование     
Нормативы     
Проектирование     
Технологии     
Инженерные системы и оборудование     
Строительные материалы     
Памятники архитектуры и строительного искусства     
Реконструкция     
Журнал     




  Главная      О сайте      Муза      Визитка      Карта      Новости      Контакты    


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Доктор архитектуры, профессор М.Ю. Лимонад




  Илл. 1



  Илл. 2



  Илл. 3



  Илл. 4



  Илл. 5



  Илл. 6



  Илл. 7



  Илл. 8



  Илл. 9



  Илл. 10



  Илл. 11 А



  Илл. 11 Б



  Илл. 12 А



  Илл. 12 Б


   Архитектурное проектирование является ключевой дисциплиной архитектурного образования. В ходе её освоения будущие архитекторы учатся проектировать всё более сложные пространственные объекты в форме учебных проектов. Учебные проекты по архитектуре, нацеленные на создание чертежей, графических изображений и макетов задуманного автором такого проекта пространственного объекта, здания или сооружения, как на решение конкретной локальной задачи, безусловно, должны быть отнесены к категории архитектурных проектов (илл. 1). В учебном проекте студент раскрывает свой творческий потенциал и профессиональную подготовленность к ведению архитектурного проектирования. В каждом конкретном проекте принятое архитектурное решение должно иметь собственный оригинальный, как правило, неповторимый, характер. То есть на основе принятого решения должен возникнуть проект оригинального архитектурного произведения (илл. 2). Проектный метод обучения относится к активным методам в архитектурном образовании. Без этого архитектора подготовить просто невозможно.
   Как показывает МАРХИ в рабочей программе по дисциплине «Архитектурное проектирование»: «Целями освоения дисциплины «Архитектурное проектирование» являются теоретическое и практическое освоение основных разделов методики архитектурного проектирования, понимание роли и ответственности специалиста по созданию компонентов искусственной среды на уровне современных требований общества, развития культуры и личности. Освоение дисциплины направлено на формирование компетентных, творческих, критически мыслящих и высоконравственных проектировщиков в архитектуре, ответственных за здоровье, безопасность, благосостояние окружающей среды.
   В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
   - способен создавать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим и техническим требованиям на всех стадиях (от эскизного проекта до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы,
   - способен использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять роль лидера в проектном процессе;
   способен взаимно согласовывать различные факторы, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели;
   - демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации архитектурной среды при разработке проекта;
   - оперировать и применять знания смежных сопутствующих дисциплин при разработке проекта, действовать инновационно и технически грамотно при использовании строительных технологий, материалов, конструкций и систем жизнеобеспечения.
   Задачи дисциплины:
   изучение основных приемов, подходов и требований при разработке творческих проектных решений и при выполнении проектной и проектно-строительной документации».

   Особо отметим, что студент должен самостоятельно выполнять проекты и лично освоить знания и умения, связанные с проектированием.
   Как правило, никто не сомневается в том, что даже учебный архитектурный проект является художественным произведением, а потому обладает соответствующими свойствами, а его автор – правами. Но студенты, особенно магистранты, на вопрос «Что такое произведение, в частности художественное?» ответить вразумительно чаще всего затрудняются. Соответственно, нет у них ответа и по поводу архитектурного произведения. Нередко приходится встречаться с отсутствием грамотного понимания понятия «произведение» и его типологии, а соответственно и безграмотностью его профессионального оформления. А ведь это всё изучает композиционная наука и архитектурное право!
   К этому праву и следует обратиться, как к первоисточнику. Федеральный закон «ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 169-ФЗ в своей статье 2 устанавливает, что «архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора» (илл. 3 и 4).
   Там же говорится, что, «архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте» (илл. 5 и 6).
   Учебный проект направлен на моделирование реальных ситуаций в архитектурной деятельности, а сам процесс учебного проектирования, по сути, становится деловой игрой. В этой деловой игре делается попытка приблизить отношение к создаваемому проектному продукту как к реально возникающему на практике.
   Казалось бы, всё хорошо и понятно: студент должен научиться лично творить архитектуру, защищать свои проекты и получать за это справедливые оценки при аттестации. А ВУЗ – демонстрировать лучшие проекты на выставках, публиковать их, использовать в качестве своей рекламы и достижений образовательной деятельности. И никаких проблем!
   Но на практике это нередко выглядит иначе: проект не подписан, не имеет названия или заголовка (илл. 7), не носит характера самостоятельной работы, представляется проектный продукт частично или полностью выполненный другими лицами, скопированный с другого проекта, а то и просто украденный. Студент на поверку не владеет нужным объёмом знаний и умений, и значит, не компетентен. Такие действия выглядят незаконными и бесчестными с точки зрения профессиональной морали. Но не всегда действующего законодательства, как это ни покажется странным.
   Обнародование ВУЗом учебных проектов в само собой разумеющемся порядке также не в полной мере может быть законным, если не соблюдены все действия, предусмотренные гражданским законодательством. Обычно на это не обращают внимания, но именно здесь проявляется правовая компетентность в отношении учебных архитектурных произведений. И студенты, и ВУЗ должны ею овладеть и повсеместно действовать как компетентные лица.
   Вот что пишет в своей статье «Авторские права на курсовые и дипломные работы» на сайте «Контрольный листок» о правовом аспекте рассматриваемого предмета Т.Г.Чигарин:
   «Является ли курсовая или дипломная работа объектом авторского права? Рассмотрим вопрос исключительно применимо к студенту и ВУЗу. Однозначный ответ на данный вопрос – Да. Однако есть одно «если». А именно, если работа (курсовая или дипломная) представляет собой объект авторского творчества (студента), а не является плагиатом. Между тем с авторскими правами на творчество студентов создаваемое в рамках учебного процесса связана масса вопросов: Кому принадлежат имущественные права на создаваемые авторские работы? Как должны быть построены авторские правоотношения между вузом (учебным заведением) и студентом? Рассматривать ли в качестве соавтора научного руководителя? Итак, проанализируем проблематику содержания и реализации, авторских прав на курсовые и дипломные работы. Прежде всего, отметим, что данная тема фактически не затрагивается в современной юридической литературе, или же исследуемый вопрос рассматривается лишь поверхностно. Гражданский кодекс РФ вопросу авторства студентов (учащихся) на создаваемые труды не уделяет специальных норм, а значит, на данные авторские правоотношения распространяются общие правила «авторского законодательства». Сложность однозначных ответом на поставленные выше вопросы объяснятся тем, что в рассматриваемых авторских правоотношениях участвуют несколько субъектов: автор (студент), научный руководитель (преподаватель), вуз (учебное заведение). Казалось бы, что на лицо служебные правоотношения, когда вуз (в лице научного руководителя) дает задание на выполнение определенной авторской работы. Однако это не так. Как отмечают авторы пособия «Авторское право» (Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. Файл: Авторское право учебники), эти объекты (курсовые и дипломные работы) не являются служебными, авторское право на них возникает у их создателей – студентов, использование этих произведений возможно только с их согласия, научный руководитель по общему правилу не является соавтором таких произведений. (В архитектурном образовании чаще всего руководитель становится фактически соавтором, когда в ходе консультации вырабатывается архитектурное решение совместно студентом и педагогом – М.Л.).
   Итак, авторские права принадлежат студентам. Между тем, на практике, ВУЗы и иные учебные заведения зачастую публикуют работы студентов. Например, в настоящее время, зачастую публикуются сборники квалификационных работ студентов («Сборник лучших дипломных работ за 2013 год»). В лучшем случае студента извещают о том, что его работа будет опубликована, между тем автору никакого гонорара не выплачивается, авторского договора с ним не заключается, опять-таки в лучшем случае имя и фамилия автора будет указана рядом с авторским трудом. Согласно ГК РФ, составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Еще один яркий (и даже традиционный) пример злостного правонарушения авторских прав студентов – это использование их творчества в работах научных руководителей.
   Скажем, доцент И… пишет очередную монографию, посвященную серьёзному вопросу по теории зданий и сооружений (- курсив и выделение автора статьи). Чтобы ускорить процесс написания он ряду студентов дает задание на выполнение курсовых работ пересекающихся с его монографией. После сдачи и защиты работ студентами, доцент И… берет авторский труд студентов и включает в качестве определенных глав в свою монографию. При этом себя он оправдывает тем, что он является научным руководителем, что он сам дал задание студентам, что дал им списки литературы и т.д. Естественно студентов он в качестве соавторов глав или монографии не указывает и тем более не «делится» гонораром. Между тем, ГК РФ закрепляет авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (п.1 ст.10). Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Именно незнание автора о его правах, игнорирование ВУЗами (заинтересованными лицами, зачастую научными руководителями) авторских прав студентов приводят к правонарушениям. Интересно было бы существование судебных прецедентов на рассматриваемую тему.
   Если вернуться к нашему примеру – это может быть групповой иск к ВУЗу от авторов, чьи произведения были опубликованы. Между тем, в практике уже есть частные примеры. Рассмотрим данный вопрос с другой стороны. Скажем, что при поступлении в ВУЗ студента обязывают подписать соглашение о том, что все его произведения, созданные в целях прохождения учебной программы, являются служебными произведениями, и имущественные права на такие произведения принадлежат исключительно ВУЗу. В таком случае отношения студента и вуза можно соотнести с трудовыми правоотношениями, когда исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
   Правомерно ли обязывать студента вступать в такое соглашение? На наш взгляд - нет. Во-первых, налицо нарушение принципа «свободы договора» (ст.421 ГК РФ), во-вторых, предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Еще один вопрос: можно рассматривать отношения между вузом (научным руководителем) и студентом как договор заказа? Сторонники такой точки зрения могут акцентировать внимание на том обстоятельстве, что вуз (научный руководитель) дает задание студенту, и авторский труд является результатом задания, а не результатом свободного творчества студента. Между тем труд студента носит творческий (авторский характер), так представляет собой не просто механическую работу по систематизации и изложению определенного материала, а именно творческую (индивидуальную) работу. Таким образом, по общему правилу, авторские права (как личные, так и имущественные) на студенческие произведения принадлежат их авторам».
   Итак, необходимо чётко разобраться в правовом аспекте применения метода учебного проектирования, понять, что же такое учебный архитектурный проект, на что имеет, а на что не имеет права студент, как автор проекта, преподаватель -- как руководитель проекта, ВУЗ – как образовательное учреждение, обучающее и аттестующее студента-архитектора.
   Для закона неважно является ли архитектурный проект учебным или нет. Ни один правовой акт нашей страны об учебных проектах не упоминает. Но то, что учебный проект в дисциплине «Архитектурное проектирование» является именно архитектурным – факт очевидный и вряд ли нуждается в особом доказательстве. Это – аксиома.
   Результатом деятельности архитектора по созданию совершенной материально-пространственной среды является проект и созданный на его основе объект среды. Художественные свойства будущего объекта выбираются и создаются в процессе творения, привлекая и рассудок и внерассудочные интуитивные ресурсы проектировщика. Художественные свойства столь разных продуктов как проект и возведённый объект различаются весьма сильно. Это и понятно. Проект – плоскостное масштабно уменьшенное графическое и/или модельное произведение автора этого проекта (см. илл. 3-6). Произведение-проект следует рассматривать как жанр прикладного искусства с соответствующими свойствами. Натурное произведение архитектуры – постройка здания, комплекса или сооружения -- жанр монументального средового искусства. Оно отличается тем, чего не бывает в проекте: это произведение обычно обитаемое.
   В соответствии с ранее приведённой статьёй закона «Об архитектурной деятельности в РФ» архитектурный проект – документация, а значит и учебный проект – документ. Этот документ должен быть оформлен надлежащим образом (иначе как признать в нём документ и оценивать его при аттестации студента?) и содержать требуемые рабочей программой дисциплины «архитектурные решения» (илл. 8).
   Архитектурные решения, как базовая категория федерального закона, являются свойствами создаваемых авторами проектов произведений архитектуры. Общие понятия о произведениях даёт нам Гражданский Кодекс Российской Федерации в главе 70 части 4 этого законодательного акта. Однако, в нём многие положения недостаточно отражают архитектурную специфику и потому автор со студентками магистратуры Натальей Проничкиной и Лилией Хохловой при разработке курсовой работы по проблемам композиции предпринял попытку дать уточнения, которые были пересланы в профильный комитет Государственной Думы Российской Федерации. Внесённые предложения выделены жирным шрифтом и пометкой (предл. авт. к-ва) – предложения авторского коллектива.
   Но нам нужно понять, что относится законом к произведениям. Это разъясняют статьи 1225 – 1228 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
   Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
   1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
   1) произведения науки, литературы и искусства…
   Статья 1226. Интеллектуальные права
   На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
   Статья 1227. Интеллектуальные права и право собственности
   1. Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
   Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности
   1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
   Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
   То же касается и руководителей проекта. У них тоже есть право на имя и указание роли участия в создании учебного проекта. И оно защищается так же, как и право студента. Правда, это не соавторство, но всё же продукт совместного творчества – (М.Л.).
   2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
   Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
   3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
   Итак, исходя из текста этого пункта, произведение есть результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом его автора.
   Уточним: архитектурное произведение – оригинальный продукт труда, уникальное изделие, обладающее художественной ценностью.
   Соответственно подделки есть двух основных видов – контрафакт и плагиат.
   Контрафакт (англ. counterfeit — подделка) – умышленное незаконное создание копии произведения науки, литературы, искусства, архитектуры или дизайна под именем подлинного автора; является прямым нарушением авторских прав.
   ПлагиAт – умышленное незаконное присвоение авторства чужого произведения науки, литературы, искусства, архитектуры или дизайна, чужих идей или изобретений; в архитектуре в частности – повторное незаконное воспроизведение оригинала (либо намерение воспроизвести, подтвержденное в строительной документации) произведения либо его части, с нарушением прав автора, их создавшего.
   И то и другое не должны омрачать архитектурное творчество в учебном процессе и в практической деятельности. Студента к этому следует неуклонно приучать. Ему не следует порочить своё имя и деловую репутацию.
   Обратим также внимание на ничтожность отказа от авторских прав, особенно от права на имя. А это значит, что передача или продажа учебного архитектурного проекта его автором для использования другим студентом с целью выдать за свой (под своей фамилией) – незаконна. Это самый настоящий плагиат. Проблема будет заключаться в том как должным образом доказать такой факт. Другое дело – выполнение проекта на заказ. Такое деяние, увы, законно (п.3,ст. 1228), хотя и аморально.
   Пожалуй, ключевой статьёй для нас является статья 1259. Выделим специально то, что касается непосредственно нашего предмета:
   Статья 1259. Объекты авторских прав
   1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения… аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, …произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного… искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.
   2. …К объектам авторских прав относятся:
   1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
   2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
   Примечание: К составным произведениям в сфере архитектуры следует относить и произведения, где архитектура соединена с другими видами искусства (дополнение архитектуры произведениями скульптуры, живописи, различными самостоятельными знаками и символами). Также составным является произведение, включающее в себя другое самостоятельное произведение (например, архитектурный ансамбль, элементы которого созданы разными авторами). Скульптурные монументы, имеющие внутри помещения и коммуникационные пространства, являются сооружениями и соответственно – произведениями архитектуры - (предл. авт. к-ва). В образовании мы можем столкнуться с ансамблевым составным произведением в случаях, когда два студента делают общий дипломный проект в состав которого входят авторские объекты каждого из студентов (илл.9).
   3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в форме изображения, в объемно-пространственной форме (илл.2), в форме звуко- или видеозаписи.
   4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
   5, 6. (Не приведены, как несущественные для темы статьи)
   7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
   Очевидно, что адаптация такой статьи к архитектуре и произведениям, составляющим столь грандиозное жизненное явление, дело не комментария, а специального труда. Статья в полной мере отражает существо и содержание архитектурных учебных проектов, равно как и проектов, выполняемых для строительства.
   Наше предложение (автора со студентками магистратуры Натальей Проничкиной и Лилией Хохловой):
   Статья 1263.1. Архитектурное произведение
   1.Архитектурным произведением является оригинальное архитектурное решение, художественная система, реализованная в объекте недвижимости или его проекте, и обладающая свойством информативности, в частности, свойством красоты. Законченные и незаконченные архитектурные произведения в объективной форме фиксируют архитектурную идею, замысел, а затем, в совокупности с научным обоснованием, и концепцию проектируемого здания, сооружения или комплекса.
   Архитектурные произведения реализуются в следующих объективных формах -- эскизы, рисунки, наброски чертежей к проекту, макеты, презентации, отмывки внешнего вида и интерьеров, архитектурный проект, в том числе учебный, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект на всех стадиях строительства.
   Примечание: Технические замыслы (проекты, чертежи, схемы, эскизы и т.д.) будущих архитектурных объектов в авторско-правовом значении сами по себе не существуют. Они - промежуточная стадия конечного результата, неотъемлемая часть произведения архитектуры, охраняемого в целом, включая документацию и его материальное воплощение.
   Нарушение авторских прав (например, при видеосъемке здания и последующей телевизионной трансляции полученного видеоматериала за исключением случаев, предусмотренных в статье 1274) влечет ответственность по закону
- (предл. авт. к-ва).
   Прокомментируем понятийный аппарат, предлагаемый законами. Вспомним, что эскизы, рисунки, наброски чертежей к проекту, макеты, презентации, отмывки внешнего вида и интерьеров -- незаконченные архитектурные произведения – тот ряд произведений, который в объективной форме фиксирует архитектурную идею, замысел, а затем, в совокупности с научным обоснованием, и концепцию проектируемого здания, сооружения или комплекса. Это объективная стадия проектных работ. Она, безусловно, должна рассматриваться как предмет авторского права (илл. 10). Для того, чтоб такие произведения не рассматривались в качестве недостойных «черновиков–почеркушек», их целесообразно собирать в папки, оформлять титульные листы и описи, снабжать заголовками, штампами с указанием авторов, то есть превращать в документ. Хорошо на титульном листе ставить подписи и печати, указывать дату окончания работы, состав авторов, прилагать анкету основного автора.
   Клаузуры (клаузура – контрольная работа по проектированию, как правило, выполняемая в классе (в аудитории) и эскизы учебных проектов являются законченными архитектурными произведениями. Их можно рассматривать в качестве самостоятельных учебных работ, поскольку они являются контрольными на отдельных стадиях проектирования. Они, также как и учебный проект, должны иметь заголовок и штамп с указанием фамилии и инициалов студента – автора и руководителей проекта. Хорошо, если студент подпишет свой проект и поставит дату его исполнения. В этом случае юридически этот проект будет считаться официально архитектурным авторским произведением. Автор же приобретёт на него законные авторские права.
   При незаконном использовании чужого учебного проекта без согласия его автора следует руководствоваться статьёй 1266 ГК РФ.
   Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
   1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)…
   2. (Не приведен, как несущественный для темы статьи)
   3. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса.
   Изменение подписи под незаконно заимствованным проектом, переклейка штампа, частичная правка проектного решения, иные подобные действия с целью выдать такой проект за свой, являются искажением архитектурного произведения и могут рассматриваться в качестве посягательства на репутацию истинного автора проекта. ВУЗ не должен попустительствовать подобным деяниям – ведь по духу таково требование закона по защите репутации добросовестных студентов.
   Вот что говорит об этом ГК РФ:
   Статья 1300. Информация об авторском праве
   1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.
   2. В отношении произведений не допускается:
   1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;
   2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.
   3. В случае нарушения положений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со статьей 1301 настоящего Кодекса.
   Заключительное положение, правда, уже находится в компетенции не ВУЗа, а суда, но суть дела это не меняет. К учебным архитектурным проектам это всё имеет самое непосредственное отношение.
   По ГК РФ «авторское право распространяется на законченные или незаконченные произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его воспроизведения». Обратим внимание, что эскизы, рисунки, наброски чертежей к проекту, макеты, и есть эти самые незаконченные произведения. Получается, что если рисунок или отмывка проекта начаты, то их создатель – автор, права которого уже защищаются законом (илл. 11 А). Правда, следует не забывать их подписывать или ставить на них свою монограмму, иначе доказательство авторства станет проблематичным или даже невозможным. Такое подписанное произведение считается оригиналом. Оригинал (от лат. originalis - первоначальный) — первоначальный, подлинный. Это -- подлинное архитектурное, литературное или художественное произведение, в отличии от подделки, копии или репродукции. Это и первый экземпляр документа, макет, модель, 2-3D чертеж, на котором стоит подлинная подпись автора, лучше всего заверенная и защищенная оттиском печати и подписью (илл. 11 Б).
   Начинать надо с эскизов и клаузур и их оформления, что позволит признавать их даже в учебном процессе первичными архитектурными произведениями. Тогда и вопросы заимствования или прямого плагиата станут для всех прозрачными. Для нас важно установить в отношении каких произведений архитектуры придётся применять знания архитектурно-композиционной науки для защиты нарушаемых прав всех лиц, вовлечённых в архитектурную деятельность, включая и процессы архитектурного образования.
   Обычно начинают с клаузуры, поскольку требуется установить квалификацию архитектора как проектировщика. Проблема для многих стала заключаться в том, что клаузуру выполняют обычно вручную в объёме эскизного проекта (илл. 12). А они уже без компьютера и обойтись уже не способны. И это – катастрофа для поступающего. Архитектор, не рисующий и не умеющий проектировать вручную, вряд ли сможет войти в архитектурную деятельность как профессионал.
   Статья 1268 имеет отношение к публичному представлению ВУЗом проектов своих студентов. Казалось бы, очевидно, что ВУЗ и должен демонстрировать результаты своей образовательной деятельности и тем отчитываться в достигнутом её уровне. Но на самом деле всё не так просто, как кажется. Закон трактует это не совсем так:
   Статья 1268. Право на обнародование произведения
   1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, в том числе в форме построек, зданий и иных сооружений среды.
   При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения литературы или искусства, а также архитектурных трудов, репродукций, видов архитектурного произведения и проектов, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
   2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение, а также архитектурные труды, репродукций, видов архитектурного произведения и проекты, для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

   По закону ВУЗ должен по такому вопросу заключить договор со студентом или соглашение на презентацию его проекта. Сейчас это делается устно, но представление проектов для выставок и публикаций студент совершает добровольно, по приглашению ВУЗа или кафедры. Это ГК РФ, часть 1, признаёт устной сделкой, деянием законным, но требующим наличия свидетелей такой сделки.
   Существуют проблемные особенности авторства в архитектуре, в том числе и в архитектурном образовании. Они связаны с созданием служебного произведения (об этом писал в приведенной выше статье Т.Г.Чигарин).
   Итак, снова ГК РФ:
   Статья 1295. Служебное произведение
   1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства (в том числе и архитектуры – М.Л.), созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (то есть, на учебный архитектурный проект -- студенту-архитектору, в нашем случае. Но, как увидим сейчас, далеко не все – М.Л.).
   2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем (в нашем случае ВУЗом – М.Л.) и автором не предусмотрено иное. (Студентам платных отделений на это «если» следует особо обращать внимание – М.Л.)
   3. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.
   4. Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
   Примечание: поэтому важно не забыть этот пункт тщательно проработать при заключении договора на получение образования и вставить его в договор. Правда, трудно представить, что абитуриент столь посвящён в такие правовые тонкости. На совести ВУЗа разъяснить это абитуриентам и студентам.
   5. В случае, когда в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.
   Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. [П-2]
   Примечание: Вот это очень важно для ВУЗа, но только когда он выступает в роли работодателя. В иных случаях такая ситуация должна оговариваться в договоре со студентом платного отделения и, желательно, в уставе ВУЗа.
   Позиция относительно служебного произведения неоднозначна: для студента-бюджетника курсовой проект – служебное произведение, а для учащегося на платной основе – нет. Он ведь – заказчик образовательных услуг, а значит и полноправный владелец проекта. Для служебного произведения на практике осуществление исключительных авторских прав принадлежит работодателю -- ВУЗу, а не студенту – разработчику проекта, хотя закон указывает нечто иное: просто должны быть разделены авторские права и исключительные.
   Но обычно заключая свой договор, абитуриент или студент забывает о том, что он может становиться автором разработанных им произведений архитектуры, не указывает свои возможные претензии и возникающие права. А затем не может отстоять без конфликта свои законные права. Типовые трудовые договора обычно вопросов авторского права не предусматривают или же целенаправленно, в интересах работодателя обходят эти позиции. Будущий квалифицированный специалист должен внимательно подойти к договору, в силу которого ему предстоит создавать проекты -- служебные произведения.
   Базовой статьёй ГК РФ для нашего рассмотрения всё же следует признать и статью 1229 об особом праве на проект как результат интеллектуальной деятельности – исключительном.
   Статья 1229. Исключительное право
   1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
   Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
   Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
   Ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, в том числе в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение, устанавливаются настоящим Кодексом.
   Указанные ограничения устанавливаются при условии, что они не наносят неоправданный ущерб обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.
   И всё это не только сфера архитектурного образования, композиционной науки, но и сфера нашего архитектурного правосудия. Таким образом скромный предмет архитектурной деятельности – учебный проект студента-архитектора – дал пищу не только размышлениям, но и правовому осмыслению того, что мы делаем, приходя на кафедру. Ведь важно правильно представлять, и в полном объёме, какими свойствами и особенностями обладает проектный метод образования архитекторов и сам учебный архитектурный проект. Каждый такой проект.

   Литература
   1. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   2. Федеральный закон «ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 169-ФЗ
   3. Т.Г.Чигарин, «Авторские права на курсовые и дипломные работы» на сайте «Контрольный листок»,
   4. Проект рабочей программы дисциплины «Архитектурное проектирование», М: МАРХИ, 2013
   5. М.Ю.Лимонад, А.И. Цыганов, «ЖИВЫЕ ПОЛЯ АРХИТЕКТУРЫ», Обнинск:, Титул, 1998
   6. М.Ю.Лимонад и др., ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА СРЕДЫ, Учебно-методическое пособие, Редакция третья, дополненная, М: ГУЗ – МаВР, 2012







Зачем архитектору изучать композиционную науку? (суть да суд)