Образование     
Нормативы     
Проектирование     
Технологии     
Инженерные системы и оборудование     
Строительные материалы     
Памятники архитектуры и строительного искусства     
Реконструкция     
Журнал     




  Главная      О сайте      Муза      Визитка      Карта      Новости      Контакты    


Церковь Покрова в Филях





Здесь должен быть динамически меняющийся текст комментариев


Первый слайд

   Церковь  Покрова в Филях построена в 1690 - 1693 годах по заказу Л.К. Нарышкина. Изначально она являлась домовой церковью, то есть была предназначенна для хозяев и гостей усадьбы. В связи с замыслом заказчика церковь сооружена как двухпрестольный храм. Нижний ярус (подклет) занимает зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в память о старой деревянной церкви Филей, а в верхнем ярусе находится главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Здание церкви связывается с землей широкой террасой на аркаде, окружающей подклетный ярус далеко выступающими крыльцами. Первый ярус, поднятый на подклет с гульбищем вокруг, имеет в плане крестообразную форму и состоит из квадрата в центре и полукруглых экседр по его сторонам. Одна экседра (восточная) служит алтарем, а три другие притворами. Экседры увенчаны куполами. Над вторым ярусом четверика, вырастают постепенно уменьшаясь, три яруса восьмериков, завершенных куполом. Во втором восьмиграннике размещены колокола. Такой прием, когда верхний ярус высокого храма является одновременно колокольней, называется "иже под колоколы". Верх каждого яруса увенчивают резные ажурные белокаменные парапеты. Углы ярусов оформлены декоративными колоннами, окна обрамлены резными фронтонами. В ознаменование родства владельца с царской династией и участия самого государя в устроении храма восточная и западная главы под крестами были увенчаны двуглавыми орлами, а центральная глава – еще и короной.
   Внутреннее двусветное пространство храма развито на высоту двух ярусов и перекрыто куполом. Обилие света, золченая резьба на стенах и резной иконостас в сочетании с синим или алым фоном стен придавали светский характер интерьеру храма.
   Верхний летний храм Спаса Нерукотворного сохранил свой первоначальный интерьер, созданный в конце XVII века. Благодаря этому памятнику и его заказчику подобный стиль получил название нарышкинского. Сегодня он предстает перед нами почти таким же, как видели его Лев Кириллович Нарышкин и молодой царь Петр I. Свидетелем тех времен служит пол, выложенный из дубовых плах, - очевидно, самый древний паркет в России.
   Композиция «восьмерик на четверике» позволяла придать внутреннему пространству значительную высоту, а раскрытые к основному ядру храма полукруглые притворы создавали сложную пространственную конфигурацию интерьера. Благодаря устройству оконных проемов в каждом ярусе храм равномерно и обильно освещен. Окна первого яруса были украшены витражами, привезенными Петром I из под Нарвы специально для этого храма. Они были повреждены во время войны 1812 года. Ощущению большой светлости интерьера способствует и отсутствие живописи на стенах, оставленных белыми. По образцу ближайших западных соседей, в первую очередь Польши, главным средством украшения храмов нового стиля становится деревянная резьба. В филевском храме живописью изначально был покрыт лишь свод. Эта роспись с течением времени неоднократно поновлялась с неизбежным изменением стиля, но с повторением прежней иконографии: в своде представлена восседающая на облаках Новозаветная Троица, окруженная Небесными Силами. Из самого центра свода спускается цепь главного светильника-паникадила, выполненная в виде пышной цветочной гирлянды. Жестяные листья этой гирлянды были первоначально позолоченными, а кованные цветы и бутоны раскрашены разными красками. Эта изысканная деталь убранства придавала еще большую нарядность интерьеру, обильно украшенному пышной золоченой деревянной резьбой.
   Искусство объемной резьбы пришло в Москву в середине XVII столетия вместе с белорусскими мастерами-резчиками, привлеченными патриархом Никоном для украшения Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Если на Западе в украшении храмов орнаментальная резьба играла вторичную роль по отношению к круглой скульптуре, широко использовавшейся в католической традиции, то в России, практически не знавшей объемной скульптуры, она приобрела ведущее значение. В филевском храме резьбой украшен иконостас, киоты на стенах и клиросы (кафедры для певчих по сторонам от иконостаса), а также царская ложа - небольшой балкончик на западной стене четверика, напротив иконостаса. Граненая форма царской ложи напоминает проповеднические кафедры западных церквей, а размещается она на том месте. Где в католическом храме находится орган, часто украшаемый орнаментальной резьбой. При всем этом она выполняла ту же роль, что и традиционные хоры древних русских храмов, являясь особым местом для заказчика. Внутри ложу украшает яркая роспись «под черепаший аспид», имитирующая многоцветный мрамор, а снаружи дорогие ткани – шелк и бархат. В знак близости заказчика храма – Льва Кирилловича Нарышкина – к царскому дому ложа увенчана резной короной. (Предание гласит, однако, что, посещая филевский храм, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу, оставаясь во время богослужения на клиросе вместе с певчими, и сам, по своему обыкновению, пел с ними.)
   Главнее украшение филевского храма – резной золоченый девятиярусный иконостас, имеющий нетрадиционную ступенчатую форму, продиктованную архитектурной конструкцией «восьмерик на четверике». Каждый ярус отмечен новыми мотивами: здесь многочисленные колонки, гирлянды цветов, стебли растений, гроздья винограда, разнообразные раковины, плоды и фрукты, зримо являющие собой образ прекрасного райского сада. Источником декоративных форм для резчиков филевского храма могли служить западноевропейские пособия для архитекторов и декораторов, богато иллюстрированные гравюрами с образцами орнаментов. В Европе все эти цветы и фрукты имели разработанную еще во времена Средневековья символику, практически не известную русской культуре. Единственным мотивом, хорошо понятным русскому человеку, была виноградная лоза, с которой Христос сравнивает себя в Евангелии. Виноград воспринимался как райское древо, символ страстей Христовых и причащения его кровью во время Литургии. Этот мотив стал одним из самых популярных в русском искусстве конца XVII века.
   Автором иконостаса был Карп Иванович Золотарев, разносторонне одаренный мастер второй половины XVII века. Его автограф имеется на нижней перекладине Распятия, венчающего иконостас. Как резчик он принимал участие в создании иконостаса Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, Надвратной Преображенской церкви Новодевичьего монастыря, Большого собора Донского монастыря и ряда других. С 1683 года Кап Золотарев возглавлял художественную мастерскую при Посольском Приказе, где украшались царские грамоты и книги, выполнялись различные живописные и резные работы. Создание пышного убранства филевского храма – одно из лучших творений этого мастера.
   Сюжетный подбор икон филевского иконостаса в местном (нижнем) ряду не случаен. Справа от центральных (Царских) врат был помещен храмовый образ – икона Спаса Нерукотворного, фамильная реликвия Нарышкиных, для которой специально была написана рама, где в клеймах иллюстрировались эпизоды Сказания о Нерукотворном образе. Икону, перед которой Л. К. Нарышкин молился во время Стрелецкого бунта 1682 г., дав обет о построении храма в ее честь, некогда украшал серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями. Слева от Царских врат вместо иконы Богоматери была поставлена икона богородичного праздника – «Успение» с 12-ю клеймами. Этот необычный выбор продиктован, по всей видимости, тем обстоятельством, что в годичном круге богослужений праздник в честь Образа Спаса Нерукотворного приходится на 29 августа по новому стилю – на следующий день после праздника Успения Богородицы. На остальных иконах местного ряда изображены святые, соименные членам семьи заказчика храма и его царственным родственникам. Это апостол Петр – небесный покровитель царя Петра Алексеевича, по традиции изображаемый вместе с апостолом Павлом. В иконе «Иоанн Предтеча и Алексей человек Божий» перед нами предстают тезоименитые святые покойного царя Алексея Михайловича и его сына царя Ивана Алексеевича, соправителя царя Петра в пору строительства филевского храма. На боковых заворотах иконостаса находятся две иконы XIX века, по-видимому, заменившие собой утраченные первоначальные образы. На одной из них изображены мученики Адриан и Наталия, являвшаяся небесной покровительницей царицы Наталии Кирилловны, сестры Л. К. Нарышкина и матери Петра I. На другой представлены святые патроны самого хозяина и его жены – святитель Лев Катанский и великомученица Параскева.
   В создании икон для иконостаса верхнего Спасского храма приняли участие два крупнейших мастера конца XVII века – Кирилл Уланов (? – 1731) и Карп Золотарев (ок. 1656 – ок. 1700). Оба они были придворными художниками, но различались по своей специализации. Если Кирилл Уланов был иконописцем, то Карп Золотарев владел новой, недавно появившейся в России профессией живописца. Именно поэтому выполненные ими иконы местного ряда иконостаса так не схожи между собой. Кирилл Уланов в 1694 г. выполнил для филевского храма две иконы, на которых поставил свой автограф – раму к образу Спаса Нерукотворного и образ Успения Богородицы. К двум подписным иконам Кирилла Уланова примыкает по стилю маленький образ Троицы, помещенный в резной сени над Царскими вратами. Остальные иконы филевского иконостаса написаны в совершенно иной манере. Две иконы «Апостолы Петр и Павел» и «Иоанн Предтеча и Алексей человек Божий», находящиеся в местном ряду, имеют автограф Карпа Золотарева. Над созданием икон верхнего храма работала целая артель живописцев, которой руководил Карп Золотарев. В живописной иконе изображение святого было нетрудно наделить портретными чертами. На боковых дверях филевского иконостаса по традиции изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий, лики которых, очевидно были написаны с молодых царей Петра и Ивана.
   Праздничный ряд включает в себя всего восемь икон: «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Богоявление», «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа». Они отличаются не только новаторской живописной манерой письма, но и нетрадиционной композицией. С середины XVII века русские иконописцы могли использовать в качестве образцов для своих произведений гравюры из иллюстрированных Библий, издававшихся в североевропейских странах. Мастера филевского иконостаса пользовались сразу несколькими лицевыми Библиями: Евангелием Наталиса, изданного в Антверпене в 1593 г. и Библией Пискатора, издававшейся там же в 1650 и 1674 гг. В центре деисусного ряда, над Царскими вратами, помещена икона «Царь Царем», на которой Спаситель и Богородица написаны в царских одеждах.
   Три верхних ряда иконостаса посвящены страстям Христовым. Для иконостасов конца XVII века композиции для икон на эти сюжеты широко заимствовали из западноевропейских гравюр. Иконография шести икон страстного ряда, восходящая к гравюрам Библии, изданной в 1736 году в Аугсбурге немецким графиком и книгоиздателем Филиппом Андреасом Килианом, доказывает, что страстной цикл дополнил филевский иконостас в середине XVIII столетия. Его можно связать с именем домового иконописца Нарышкиных Петра Иванова, чье имя упоминается в приходских документах 1740 – 1750-х годов. Добавление в иконостас сразу двух новых рядов значительно увеличило его высоту, и завершающее иконостас Распятие оказалось поднятым к сводам, заслонив собой часть росписи. Тем не менее, эти изменения не исказили первоначального замысла, но лишь более отчетливо выявили ступенчатость формы иконостаса.





Петра - пещерный город в иорданской пустыне




Архитектурные памятники Армении